Психолог ДОУ
Для чего нужен психолог в дошкольном учреждении
Психолог в детском саду - это человек, понимающий ребенка, разбирающийся не только в общих закономерностях и в возрастных особенностях психического развития детей, но также и в индивидуальных вариациях этих особенностей. «Мишенью» деятельности психолога чаще всего выступает эмоционально-мотивационная сфера личности ребенка, которая рассматривается в качестве базовой, основополагающей для личностного развития. Психолога можно назвать «специалистом по неодинаковости», т. к. основная его цель - помочь ребенку построить путь индивидуального развития. Педагоги (а часто и родители) в отношениях с детьми занимают позицию «над» или «напротив», в то время как психолог находится «рядом» и «на стороне» ребенка. Будучи специалистом по детской психологии, психолог ориентируется и в психологии взрослых. Анализируя совместную деятельность взрослого и дошкольника, детский психолог оценивает те позиции, которые занимают взрослые по отношению к ребенку, помогает понимать ребенка и воспринимать его таким, какой он есть, и построить доверительные взаимоотношения.
Психолого-педагогическое сопровождение в условиях дошкольного учреждения - это организованное взаимодействие психолога со всеми участниками образовательного процесса, направленное на обеспечение наибольшей продуктивности образовательной деятельности , позволяющее своевременно, то есть ещё до поступления в школу, помочь детям в преодолении тех трудностей, которые могут стать причиной возникновения школьной дезадаптации.
Сопровождение в ДОУ опирается на основные принципы:
1. Учёт индивидуальных и возрастных особенностей дошкольника, предполагающий содержание, формы, способы сопровождения, соответствующие индивидуальным возможностям ребёнка, темпам его развития с учетом личностных новообразований.
2. Непрерывность сопровождения в образовательном процессе, а именно преемственность и последовательность сопровождения, направленные на подготовку к обучению ребенка в школе и социализацию в современном обществе.
Цели психолого-педагогического сопровождения в дошкольном учреждении:
1. Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства семьи и дошкольного учреждения, позволяющего ребенку успешно адаптироваться к новым условиям и правилам жизни, установлению доброжелательных отношений со сверстниками и окружающими взрослыми.
2. Изучение уровня психического развития каждого ребёнка, выявление его индивидуальных особенностей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и поведенческой сфер их проявления и возможных проблем в воспитательно-образовательном процессе. Исправление или ослабление выявленных недостатков в развитии ребёнка средствами психолого-педагогического воздействия, наблюдение за динамикой его развития.
3. Осуществление комплексного диагностического обследования будущих первоклассников с целью выявления их потенциальных возможностей и прогнозирования возможных трудностей для определения направления дальнейшей коррекционно-развивающей работы.
4. Выявление детей «группы риска», детей с выраженными проявлениями нарушений в эмоциональной сфере с целью оказания им психологической помощи и оптимизации их эмоционального состояния.
5. Участие в заседаниях психолого - медико – педагогической консультации для осуществления психологического обследования детей с нарушениями развития, направленного на оценку трудностей и потенциальных возможностей их развития. Предоставление рекомендаций по организации обучения ребенка и разработка индивидуального плана коррекционно-развивающей работы.
6. Выявление еще на этапе дошкольного детства способных и талантливых детей, поддержка и реализация их способностей, сохранение психологического и физического здоровья.
7. Поддержание психологически комфортной и безопасной образовательной среды, способствующей наиболее полному развитию интеллектуального, личностного и творческого потенциала ребенка с ограниченными возможностями здоровья, развитие его адаптивных способностей для подготовки к полноценной жизни в обществе. Оказание помощи педагогическому коллективу в приспособлении развивающей среды к потребностям ребенка с ОВЗ. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.
8. Повышение у педагогов и родителей психологической компетентности. Формирование у них потребности в психологических знаниях, желание использовать их в работе с детьми,
9. Оказание консультативной помощи педагогам и родителям по вопросам, связанным с оптимизацией воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении и семье в интересах ребёнка.
Направления деятельности специалистов психологической службы в ДОУ
- Психологическое сопровождение детей дошкольного возраста. Готовность детей к школе.
- Психолого-педагогическое сопровождение адаптационного периода.
- Профилактика девиантного поведения.
- Профилактика конфликтов и жестокого поведения среди детей. Профилактика насилия в семье.
- Профориентационная работа в ДОУ.
- Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями.
- Психолого-педагогическое сопровождение способных и одаренных детей.
- Формирование Я-концепции, здорового образа жизни.
- Психологическая помощь и поддержка участников образовательного процесса, пережившим травматические события и находящиеся в кризисных состояниях.
Комментарии
Отправить комментарий